🔥🔥🔥NEW EXHIBITION🔥🔥🔥
Нестор Энгельке «Сад АХ имени Э»
Ретроспективная выставка-утопия, виртуальный захват и почти ритуальное присвоение общественного пространства, а также ироничное переосмысление собственного мифотворчества.
Нестор Энгельке (он же профессор Вудманн, член "Вольных лесорубов" и один из основателей группы «Север-7») – потомственный архитектор и художник, представитель династии культурных деятелей, неразрывно связанных с Петербургской Академией художеств. Он не только учился и преподавал в «Хогватсе» (как ласково называют АХ – СПБГАИЖСА им. Репина), но вырос и живет, напротив главного здания – в доме с портиком за «потаенным, изящным и воистину «классическим» садиком, где должны были прогуливаться и творить жрецы искусства» (В. Бузинов «Десять прогулок по Васильевскому»). В конце XVIII века на месте дома в Академическом саду, где в течение полу века квартируется семья Энгельке, стояли несколько деревянных домиков…
Именно в этом месте встречает зрителя сам художник и его виртуально-реальные «призраки» прошлого с выставки "Рай, который построил Я" в галерее Анна Нова. Обернувшись мы видим преображение того самого сада, за которым видно заброшенное или недостроенное здание АХ. Теперь это пространство перепроектировано и заполнено деревянными павильонами в каком то смысле наследующими традицию Венецианского биеннале в садах Джардини, где Нестор Энгельке собирает значимые для своего творческого пути архитектурно-художественные проекты.
Нотр-Дам де Кунстхалле впервые показанный на арт-шоу DA!MOSCOW в Гостином дворе, а затем реконструированный на лужайке у Нерли на фестивале «Река мира» в Суздале. Входная часть оформлена «духами леса», своеобразными автопортретами художника, а центральная заполнена оммажами на «Данаю» Рембранта, «Портрет папы Иннокентия X» Веласкеса (и Бэкона одновременно), «Автопортрет» Рубенса.
Дом с колоннами – это пока еще нереализованный проект «Усыпальница буратино» или «Пантеон дереву». Аллюзия на личный склеп и необходимость защищаться даже после смерти от враждебного внешнего мира, что проявляется в сцене «топорной встречи» у входа в здание.
В центральной части парка, на месте гранитной колонны увенчанной лирой, выросла башня из черепов. С одной стороны визуально отсылающая к «Бесконечной колонне» Бранкузи, с другой к «Апофеозу войны» Верещагина и «Челе-Кула» сербской башне из черепов, а с третьей являющейся образом генеологического древа.
Рядом с ней находится ДК «Гараж», который был показан в рамках выставки «Немосква не за горами» на втором этаже ЦВЗ «Манеж». Центральную часть занимает карта России, высеченная из карты мира отдельным куском, по сторонам – автопортреты Нестора в образе оленя и «духов леса».
Павильон для топорного чтения, собранный специально для выставки в Галерее Овчаренко, представляет собой портретную галерею русских писателей. Литературный кабинет, наполненный ликами наших классиков, знакомых зрителю еще со школьной скамьи – Пушкина, Некрасова, Гоголя, Толстого и др.
Сложный и неоднозначный путь приводит зрителя к задворкам здания АХ: то ли разрушенного, то ли недостроенного памятника традиционного классического художественного обучения, зияющего своими пустыми глазницами на скачки вольных скакунов и троянской лошадки мирно стоящей на этой бренной земле. Атмосфера этого брутального и хрупкого протомира «Э» наполнена звуками барочной музыки (название трека «Принцесса» тоже не случайно – так зовут его собаку), подхлестывающей и так разыгравшееся воображение в духе фильмов «Сияние» и «The wall».
Текст: Катя Михатова
Музыка: Анжелика Габибова
kzgallery.com